Следствие сбросило «груз-200»

Уголовное дело по признакам убийства пермских пилотов, чей Ан-26 пропал в Республике Ангола в 1998 году, прекращено за отсутствием события преступления. Пермские следователи решили, что достаточных данных о том, что летчики были убиты, нет.

Как стало известно «Ъ», 30 июня 2009 года следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Пермскому краю «за отсутствием события преступления» прекратило уголовное дело о катастрофе борта Ан-26Б (RA-26028), разбившегося в Анголе 2 сентября 1998 года. Лайнер, принадлежавший ЗАО «Авиакомпания «Пермские моторы», управлялся пермским экипажем в составе Виталия Дудко, Павла Пушкарева, Валерия Чувырина и Валерия Семкова. Члены экипажа работали в этой африканской стране по контракту. После слов командира экипажа Виталия Дудко «Горим!» и «Посадка на местность!» связь самолета с землей прервалась. 19 октября 1998 года прокуратура Пермской области возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным частью 2 статьи 105 УК РФ («Убийство двух или более лиц»).

В ходе расследования инцидента российской стороной было выдвинуто предположение, что пермский Ан-26 сбили боевики УНИТА (ангольской оппозиции), а экипаж и пассажиры были захвачены в плен. В 2003 году в провинции Маландж ангольской стороной был найден разбившийся борт. Тогда же российская делегация впервые побывала на месте крушения. Однако производство по делу было приостановлено. В июле 2007 года ангольская сторона передала российским правоохранительным органам останки предположительно российских летчиков. Расследование уголовного дело было возобновлено, тогда же краевая прокуратура назначила судебно-медицинскую экспертизу останков. Однако через месяц следствие вновь было приостановлено, поскольку эксперты не могли подтвердить принадлежность останков российскому экипажу. Экспертизу осложняло то, что тела долгое время находились в джунглях в условиях почти стопроцентной влажности.

В прошлом году эксперты пермского бюро судмедэкспертизы сделали вывод, что в российской стороне передали не останки пермских летчиков, а фрагменты тел представителей негроидной расы, 12 мужчин и трех женщин. При этом родственники погибших изначально сомневались, что в Пермь доставили останки пермского экипажа. Стоит отметить, что исследованные фрагменты человеческих тел ангольской стороне вернуть пока не удалось, а юридических оснований для их захоронения в России нет. Вместе с тем другая экспертиза установила, что Ан-26 был сбит огнем с земли, предположительно ПЗРК. Ее материалы были переданы в Генпрокуратуру.

Читайте также  Первый Boeing 757-200 с символикой авиакомпании "Башкортостан" - дочерней авиакомпании "ВИМ-АВИА" появился в аэропорту Уфы

Источник в правоохранительных органах Прикамья пояснил «Ъ», что в сложившейся ситуации у следователей не было иного варианта действий, кроме прекращения производства. «Данных о том, что 2 сентября 1998 года совершено именно убийство, нет, — говорит собеседник «Ъ», — в настоящее время даже не обнаружены тела пропавших летчиков. Кроме того, самолет разбился на территории Республики Ангола, на которую действие российского уголовного законодательства не распространяется». Теперь материалы дела отправлены в следственный комитет для проверки.

Супруга Виталия Дудко Людмила говорит, что о прекращении уголовного дела ей ничего не известно. «Такое ощущение, что про нас просто забыли, — говорит госпожа Дудко, — мы много раз обращались в МИД, но на запросы нам практически не отвечали. У нас вообще мало официальных бумаг по этому делу. В 2007 году была встреча с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, на которой нам было обещано содействие, но ничего с тех пор не изменилось. Мы уже решили, что предпринимать что-либо бесполезно, остается надеяться только на бога». Госпожа Дудко отметила, что официальные инстанции не торопятся признавать погибшими пропавших пилотов: «За десять лет не было найдено убедительных доказательств их смерти, значит, вероятность того, что они живы, существует».

Add a Comment